Изменения в законодательстве

31 декабря 2018
В 2018 году произошли изменения в законодательстве России, касающиеся деятельности резидентов особых экономических зон.

Новый Таможенный кодекс

1 января 2018 года вступил в силу новый Таможенный кодекс ЕАЭС. В данном документе впервые прописаны нормы таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории ОЭЗ. Документ вобрал в себя все принятые ранее на национальном и наднациональном уровнях правовые документы. Таможенный кодекс ЕАЭС пришел на смену действующему с середины 2010 года соглашению по вопросам особых экономических зон, российскому закону об особых экономических зонах и ряду приказов.

Кардинальных изменений в действующий порядок таможенного регулирования новый кодекс не принёс. В новом Таможенном кодексе выделена целая глава, посвященная таможенной процедуре свободной таможенной зоны (СТЗ). В ней отражены те же положения, что и в действующем соглашении между странами-членами Таможенного союза по вопросам таможенного регулирования в ОЭЗ. Из нововведений в таможенной процедуре СТЗ можно отметить появившуюся возможность вывоза товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, с территории ОЭЗ на территорию ЕАЭС без завершения таможенной процедуры СТЗ и соответственно без уплаты таможенных платежей. Это нововведение касается таких случаев, как необходимость вывоза оборудования для целей ремонта, товаров для демонстрации на выставках производимой продукции, для совершения отдельных производственных операций. Также появился упрощенный порядок перемещения товаров, находящихся под таможенной процедурой СТЗ между территориями ОЭЗ. Эти нововведения безусловно делают таможенную процедуру СТЗ удобнее для резидентов.

Таможенная служба уже много лет планомерно работает над упрощением действующего законодательства о таможенном регулировании в ОЭЗ и результаты этой работы видны с каждым годом. Открытость таможенных органов к теме ОЭЗ и готовность решать проблемы резидентов, упрощать таможенное регулирование в ОЭЗ – это предмет особой гордости проекта ОЭЗ. Поэтому для многих компаний возможность осуществлять все таможенные операции в ОЭЗ на специализированном, работающем только для резидентов ОЭЗ, таможенном посту уже само по себе является преимуществом при выборе площадки для реализации своего проекта в России.

Оценка бизнес-планов инвесторов

В апреле 2018 года были внесены изменения в методику оценки бизнес-планов потенциальных резидентов экспертным советом по особым экономическим зонам (приказ Минэкономразвития России от 05.04.2018 № 159). Согласно внесенным изменениям, бизнес-планы резидентов теперь оцениваются по дополнительному критерию на предмет степени локализации производства и использования отечественного сырья и комплектующих.

Коэффициент локализации производства продукции и использования отечественного сырья и комплектующих рассчитывается исходя из показателей затрат на комплектующие изделия, материалы и сырьё иностранного происхождения, а также затраты на услуги иностранных организаций. В случае если коэффициент локализации предприятия варьируется от 100% до 60%, то бизнес-плану присваивается 3 (три) балла к общим баллам оценки проекта, если от 59% до 30% или производство продукции не предусмотрено бизнес-планом проекта, бизнес-плану присваивается 2 балла, а если коэффициент локализации ниже 29%, то бизнес-плану присваивается 1 балл.

Порядок оценки эффективности функционирования ОЭЗ

В порядок оценки эффективности функционирования особых экономических зон, установленный постановлением Правительства от 07.07.2016 № 643, внесен ряд изменений:

  • Появился дополнительный показатель эффективности функционирования ОЭЗ, который отражает эффективность планирования при создании особой экономической зоны.
  • Дополнены абсолютные и относительные количественные показатели эффективности. Например, выделен в отдельный показатель (от общего показателя льгот) объем используемых резидентами ОЭЗ льгот по уплате страховых взносов; появился показатель, отражающий объем уплаченных страховых взносов.
    Также показатели теперь отражают и деятельность управляющей компании. В частности, управляющая компания оценивается по следующим показателям: количеству созданных рабочих мест, объему средств, полученных от осуществления хозяйственной деятельности и вложенных в создание объектов инфраструктуры, объем уплаченных налогов, таможенных платежей и страховых взносов.
  • Расчёт оценки эффективности туристско-рекреационных ОЭЗ теперь осуществляется по отдельной формуле, позволяющей более объективно оценить работу ОЭЗ этого типа.
  • Также нововведением является появившаяся процедура обмена данными Минэкономразвития России с ФТС России и ФНС России об уплаченных резидентами и управляющими компаниями налогов и таможенных пошлин.

Все новости